Образовательный процесс в школе организован в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
В ГКОУ "Волгоградская школа дифференцированного обучения" реализуются исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП):
- АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1: в 1 - 8 классах, нормативный срок обучения 9 (10) лет;
- АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, специальные индивидуальные программы развития (СИПР): в 1 доп.- 9 классах, нормативный срок обучения 10 лет;
- АООП начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра вариант 8.3: в 1 доп.-4 классах, нормативный срок обучения 5 (6) лет;
- АООП начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра вариант 8.4., специальные индивидуальные программы развития (СИПР): в 1 доп.-4 классах, нормативный срок обучения 5 (6) лет;
- адаптированная общеобразовательная программа (на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой): в 9 классах, нормативный срок освоения 9 (10) лет .
- адаптированная общеобразовательная программа углубленного трудового обучения (на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М.Щербаковой в 10-11 классах, нормативный срок освоения 11 (12) лет .
Форма обучения по всем указанным АООП - очная.
Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации.
Государственная аккредитация АООП для обучающихся с умственной отсталостью не предусмотрена.
Язык обучения по всем указанным АООП - русский.
Адаптированной основной общеобразовательной программой предусмотрено изучение следующих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей):
- АООП вариант 1, АООП вариант 8.3.: Русский язык, Чтение, Речевая практика (1-4 классы), Математика, Мир природы и человека (1 доп.-4 классы), Природоведение (5,6 класс), Основы социальной жизни (5,6,7,8 классы), Музыка, Рисование, Физическая культура, Ручной труд (1 -4 класс), Профильный труд (5,6,7,8 классы);
- АООП вариант 2, АООП вариант 8.4., СИПР: Речь и альтернативная коммуникация, Математические представления, Окружающий природный мир, Человек, Домоводство, Окружающий социальный мир, Музыка и движение, Изобразительная деятельность, Адаптивная физкультура;
- АООП: Чтение и развитие речи, Письмо и развитие речи, Математика, История Отечества (9 классы), Обществознание (10-11 классы), Биология, География, Изобразительное искусство (5 классы) , Физкультура, Профессионально-трудовое обучение.
В целях комплексного исправления отклонений в развитии детей согласно адаптированной образовательной программе и учебному плану проводятся специальные коррекционные занятия (в рамках внеурочной деятельности):
- Индивидуальные и групповые логопедические занятия (1доп.-8 классы)
- Индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом (1 доп.-9 классы)
- Социально-бытовая ориентировка (9-11 классы)
- Развитие навыков социального общения (5-8 классы)
- Ритмика (1-8 классы)
- Занятия по лечебной и адаптивной физической культуре (1 доп.- 8 классы)
В 5-11 классах большое внимание уделяется трудовому профессиональному обучению. Обучающиеся получают общеобразовательную подготовку, имеющую практическую направленность, навыки работы по слесарному, столярному, штукатурно-малярному, швейному делу, цветоводству и декоративному растениеводству. Трудовое обучение завершается итоговыми экзаменами, состоящими из теоретической и практической частей. Особое внимание уделяется вопросам профориентации и социальной адаптации, в школе реализуется профориентационый курс "Мой выбор". На этом же этапе обучающимся прививаются навыки самостоятельной работы, они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских и во время трудовой практики в соответствии с направлением трудовой подготовки.
Обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не предполагает освоения уровня основного общего образования, установленного федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования. Обучающиеся не проходят государственной итоговой аттестации. Согласно ч.13 ст.60 Федерального закона №273-ФЗ лицам с различными формами умственной отсталости, не имеющим основного общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении (установленного образца).
Численность обучающихся в 2023-2024 учебном году
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счёт средств физических и (или) юридических лиц.
№ |
Наименование показателей |
Численность обучающихся |
1 |
бюджетные ассигнования федерального бюджета |
- |
2 |
субъекта РФ |
564 чел. |
3 |
внебюджетные средства – всего (сумма строк 04–05) |
- |
4 |
из них средства: физических лиц |
- |
5 |
юридических лиц |
- |
Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса
Реализуемые образовательные программы с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой
- Вариант 1 - 1 класс, 2 класс, 2 класс (РАС), 3 класс, 4 класс
- Вариант 2 - 1 класс, 1 доп класс, 2 класс, 2 РАС класс, 3 класс, Двигательная активность, Музыка и движение 1-3 класс.
- Учебные программы 4-9 класса для детей со сложной структурой дефекта - 4 б класс, 5 в класс, 6 в класс, 7 в класс, 8 в класс, 9 б класс, ХБТ
- Учебные программы 5-11 класса
- Коррекционная работа